Наука о всеобщей связи

Опубликовано: 11.02.14

Эдуард Нигмати, Школа марксизма, Видео, Лекции

В предыдущем выпуске был дан предварительный ответ на вопрос: «Почему коммунист должен быть материалистом?» Кратко повторю.

1) Возможен лишь коммунизм, который возникает в результате закономерного развития общества. Закономерное развитие общества происходит благодаря неизбежному развитию производительных сил.

2) Все другие «коммунизмы» являются выдумкой, бессознательными проектами, когда автор пытается нарисовать будущий мир на основе «личных» ценностей и идеалов. На поверку любой проект такого типа оказывается модификацией прошлого, чем-то уже бывшим, отсталым, но не коммунизмом.

3) Личные мнения, если они не вытекают из научного исследования, являются бессознательным выражением классового идеала и классовой позиции. Этих мнений может быть много, они могут различаться своим содержанием, но у всех подобных мнений совершенно одинаковый носитель — человек, который готов ради своей точки зрения отступить от теоретической и практической достоверности. Он ставит свои идеалы или веру выше необходимости. Такая характеристика уже говорит о том, что «коммунизм» личного мнения, «коммунизм-как-проект» является в наше время продуктом буржуазного индивидуалиста, человека, который, может быть, хочет справедливого равенства для всех, но не исключает особое положение своего мнения.

4) Следовательно, коммунизм не может быть придуман, он должен быть открыт, как историческая возможность. Эта возможность открыта Марксом и впервые реализована в СССР.

Подытожу. Коммунизм, как идею, создают в далеком прошлом угнетенные слои общества. И хотя в этом своем идеальном виде он всегда оставался выражением социального интереса угнетенных, его всегда использовали для политической борьбы, так называемые образованные классы, перехватывая руководство темной массой.

Коммунизм, как возможность, был открыт только в такую эпоху, когда для его построения появилось развитое производство и люди, сознание и умение которых, развились вместе с производством настолько, чтобы уже в ближайшее время освободиться от насилия управляющей надстройки общества.

Таким образом, современный коммунизм — это наука. Как всякая наука, он исследует законы материального мира и избавляется от любых вариантов социальной алхимии.

Через повтор основных положений предыдущей лекции мы поневоле внесли в обсуждение некоторые представления, которые требуют доказательств и разъяснений вместе с материализмом. Это развитие и законы.

Сам по себе материализм не имеет никаких средств для объяснения мира, а, тем более, механизмов для его освоения человеком. Материализм пуст ровно настолько, насколько предельно общим, абстрактным является представление о материи.

Здесь не обойтись без определения.

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// ПСС. - М.: Политиздат, 1968. - Т.18, С.131)

Здесь наиболее важная мысль заключена в следующих словах: «объективная реальность», «дана в ощущениях», «отображается ощущениями, но существует независимо от них».

Это все, что мы можем сказать о материи вообще.

И из сказанного еще никак не следует, что материя способна развиваться, что результатом этого развития является человек, что человечество, познавая материю, создает условия для сознательной и справедливой организации собственной жизни, но не сразу, а только в тот момент, когда становится достаточно богатым.

Из сказанного пока вытекает, что вокруг человека и в человеке существует огромный, самодостаточный и независимый мир, что этот мир определяет предел наших возможностей, и что нет никого, к кому можно обратиться с мольбой переделать реальность и раздвинуть предел.

Проделав долгий путь, человеческое сознание создало науку и научное мировоззрение. Сначала наощупь, а потом все более и более сознательно мы исследовали и объясняли мир. Но так как человеческое любопытство не просто игрушка, а, выработанный естественным отбором, способ ориентирования в мире, наше дополнительное чувство, наука стала важнейшим инструментом для реализации практических задач.

Научное объяснение и благоустройство мира открыло человеческому уму сложную природу и свойства материи. Научное мировоззрение продолжает наполнять абстрактную категорию, что и превращает ее из мертвого философского высказывания в средство преобразования человеческого общества, в главный ориентир, отделяющий правду от выдумки.

Люди постепенно выяснили, что материя движется, а ее остановка означает смерть нашего мира.

Правда, если посмотреть на мир обыденным взглядом, может показаться, что движение материи выдумка.

Вот стул — он неподвижен, вот дом, вот скала, вот даже солнце и звезды, в каждое текущее мгновение они кажутся неподвижными. И если что происходит, то это делает либо человек, либо что-то живое, либо стихии.

Впрочем, древнему человеку и стихии казались живыми. Для начальной человеческой мысли только жизнь соединялась с движением. Отсюда и древнейшая вера в божественность живых существ, прямое обожествление животных.

И если ветер способен повалить дерево, море принести огромные волны, небо сверкнуть страшными молниями и зажечь огонь, если земля может трястись, трескаться извергать лаву и камни, следовательно, огонь, вода, воздух и земля такие же живые существа, как волк, мамонт или медведь.

Вот почему древние, если говорили о материи, то считали ее неподвижной, а диалектика до Маркса оставалась достоянием идеалистической философии.

Когда наблюдательный ум наших предков связал движение с жизнью, а развитие с идеями, которые может создавать только разум, то возникновение идеализма и религии стало единственным способом объяснить изменения, которые происходят вокруг.

Но вернемся к неподвижному стулу и посмотрим на него глазами современного человека сквозь призму научного мировоззрения.

Хотя стул покоится относительно стен помещения, он вместе со зданием и вместе с нашей планетой совершает движение вокруг Солнца. Кроме того, сам стул состоит из молекул различных веществ. Его твердое состояние говорит о том, что молекулы, конечно, не разлетаются в разные стороны, но раскачиваются с определенной скоростью. Если посидеть на этом стуле, то через некоторое время его прохладная поверхность станет теплой, а это скажет о том, что молекулы стали раскачиваться еще быстрее.

Таким образом, даже знания XIX века скажут о том, что стул ни на секунду не оставался в покое.

Современные знания добавляют представление о том, что сами молекулы состоят из атомов, атомы из элементарных частиц, что каждая из этих форм материи совершает свое собственное движение, от медленных химических реакций, которые с годами портят стул, до колебаний квантовых частиц, которые превращают каждую из них в волну. Более того, мы даже видим стул только потому, что сетчатка нашего глаза отражает световые фотоны, которые в свою очередь отражены стулом.

А так как стул отражает только волны с определенной частотой, а остальные поглощает, наша сетчатка передает мозгу информацию о том, что стул, например, коричневый.

Наука долгое время не могла обнаружить природу движения. Былo много фантастических гипотез, в том числе о первом толчке, который сделал Бог. Затем стало понятно, что движение разных элементов материи вызвано взаимосвязью и взаимодействием между ними. Все вокруг является одновременно причиной и следствием движения.

Так появилось представление о взаимодействии и связях.

Вводя в наш рассказ представление о взаимодействии и связях мы попадаем на территорию диалектики.

Десять лет назад, когда мои научные поиски бросили меня в субъективизм, одним из факторов такого падения было плохое знание диалектики. Я, как многие выпускники советских университетов, был наивно уверен, что диалектика изложена в своих трех законах. Пребывая в этой уверенности, а так же подогретый школьным ожиданием, будто каждый закон должен быть доказан, я успокоился на том, что, очевидно, диалектика как-то заложена в природе человеческой психики и культуры.

Маленькую заметку «Психологические тезисы: доказательство законов диалектики», я продолжаю держать в блоге, как напоминание о том, что диалектику нельзя начинать с ее середины, какой бы глубокомысленной и магически-напряженной эта середина не казалась.

Возвращаю к началу.

«Диалектика — это наука о взаимодействии и всеобщей связи». (См.: Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. - М.: Госполитиздат, 1961. - Т.20, С. 343, С.384, С.546)

Всякий раз, когда кто-то сознательно и полусознательно пытается разрушить диалектическое представление о материальном мире, этот кто-то начинает с попытки растерзать законы диалектики. Более всего достается закону единства и борьбы противоположностей, потому что он противоречит закону тождества классической логики. Так поступают Поппер, Кургинян, и многие другие.

Мы, кого «беспощадные философы» мучали на семинарах поиском диалектических противоположностей, а через нас и большинство тех, кто был лишен прелестей высшего образования, чаще всего только про эти противоположности и помним. Стоит ударить сюда и в сознании рушится диалектика, диалектический материализм, доверие к марксизму и научному мировоззрению.

Этого достаточно, чтобы обратить человека в какую-нибудь околонаучную веру, а далее и в веру настоящую; а, следовательно, достаточно, чтобы он «ослеп» и перестал видеть способы своего освобождения и передал свое право представительской, а, может быть, и фашистской власти.

Повторяю, диалектика — это наука о взаимодействиях и всеобщей связи, а ее законы лишь описание процесса любого развития. Конечно, они не взяты с потолка, а абстрагированы из истории природы и общества.

Нетрудно так же понять, что движение еще не развитие. Следовательно, еще требуется показать, что взаимодействие и движение элементов материи не хаотичны, что их результатом является развитие.

Этим мы и займемся в следующий раз.



Комментарии (1)

  1. Леонид 22 ноября 2016, 20:56 #
    «Когда наблюдательный ум наших предков связал движение с жизнью, а развитие с идеями, которые может создавать только разум, то возникновение идеализма и религии стало единственным способом объяснить изменения, которые происходят вокруг.»
    Что-то Вы недооцениваете наших предков… Мировоззрение варваров чётко различало живую природу и неживую материю.
    И увязывать развитие с «идеями, которые может создавать только разум» нашим предкам никогда в голову не приходило.
    Причины возникновения религий вообще до сегодняшнего дня — святая тайна. И самое достоверное объяснение — ниспослана свыше…

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии. Вход Регистрация