Так называемый национализм, позиционирующий себя как идеологию сплачивающую определенную группу людей по каким-либо признакам, строит свои основы на дискриминации.
Тут прослеживается первый недостаток национализма: дискриминация. В попытке навесить всем и вся ярлыки и, говоря, что один из них лучше другого, он (то бишь национализм) сбивает дух кооперации тем самым уменьшает свой резерв.
Отсюда вытекает второй и основной недостаток национализма: ограниченность. Он ограничен и сам себя загоняет в границы, напрочь опровергая интернационализм.
По мере увеличения производственных мощностей и охвата, начинает истощать свой идеологический резерв, что приводит к падению легитимности национализма. Так националистическому государству приходится нарушать собственные критерии и объединять «нацию» под еще более обширной группой. И этнический национализм сменяется языковым, а далее религиозным, а далее по этой же логике географическим, региональным, континентальным или даже планетарным.
Суть в том, что любая националистическая идея, напрочь отвергающая интернационализм, по мере истощения националистического резерва все больше переходит в интернационализм. Из этих сокращенно изложенных и прописанных мною доводов вытекает, что национализм в качестве государственной и социальной идеологии несостоятелен и обречен к провалу.