Фазы формации

Попробую отойти от привычного подхода к коммунизму, в котором с подачи Маркса («Критика готской программы») обычно выделяют две фазы: первую — изживание «родимых пятен капитализма», и вторую — полный коммунизм. Этот подход не учитывает, что для перехода к нетоварному производству сразу после революции в любой, даже полностью монополистически развитой стране, требуется определенный период, в течение которого будут изжиты все варианты мелкотоварного производства, а также будут выработаны единые стандарты производства, без которых планомерное производство не может существовать. Кроме того, именно этот период позволит рабочему классу наладить полноценный учет и контроль.

Нужно заметить, что двухфазная теория коммунизма до сих пор вызывает острейшие споры между марксистами о том, был ли в СССР социализм, чем он может быть охарактеризован, как связан с товарным производством и законом стоимости, не являлся ли советский строй государственным капитализмом, или чем-то еще. Если исходить из того, что пролетарская революция меняет только надстройку, а наличие социалистического уклада не может характеризовать формацию как коммунистическую, то мы получаем между капитализмом и коммунизмом эдакую «дырку», отсутствие строя, переходный период, неопределенная природа которого дает повод для провокаций мелкобуржуазным партиям, окрашенным под марксизм. Не только природа, но и общество не терпит пустоты. Но пустота исчезнет, когда мы сможем понять то общество и тот строй, которые ею вот уже не один десяток лет характеризуют.

Но если бы дело было только в идеологических разногласиях, то не стоило бы подходить к клавиатуре по этому поводу, а нужно было бы отстаивать нашу позицию, как она была озвучена Сталиным в 1936 году. Однако, дело в том, что идеологические разногласия отражают существенный теоретический пробел в историческом материализме.

Когда Маркс писал «Критику готской программы», теория формаций была еще в самом зачаточном состоянии. Относительно полно был исследован только капитализм. Ленин в споре с Михайловским («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов») в конце XIX века писал, что Маркс разобрал только буржуазное общество, но тем самым создал образец для исследования любой формации. Но еще раньше в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс дал еще один образец. Рассматривая появление частной собственности в ходе развития первобытного коммунизма, он следом за Морганом выделил три этапа развития древнего общества: дикость, варварство и цивилизацию. То есть первобытно-общинный строй имел три фазы своего развития.

Давайте посмотрим, как обстоит дело с другими формациями. Ведь теперь мы имеем уже развитую теорию исторического материализма, которая опирается на открытые в XX веке исторические факты.

Рабовладельческий строй начинается мягким семейным рабством и формированием государства. При определенных географических условиях на этой же фазе возникают общества с азиатским способом производства. Это первая фаза рабовладения, которую прошли почти все древние и раннесредневековые государства. Затем возникает классическое рабовладение, когда рабы поступают благодаря успешным войнам метрополии. Наиболее полно эта фаза проявилась в Древней Греции и Древнем Риме. Итогом военных завоеваний становится территория, которую приходится централизованно защищать. Кроме того, класс рабовладельцев в этот момент уже утрачивает свою политическую энергию, становится самодостаточным, и мы повсеместно видим централизацию власти, как в империи Македонского, так и в Римской империи. Это третья фаза рабовладения — древний империализм.

Феодализм начинает с централизованного государства, когда под властью короля, императора или великого князя оказываются большие территории с относительной этнической однородностью, а феодалы еще не настолько сильны, чтобы претендовать на самостоятельность. Это первая фаза. Затем феодалы набирают самостоятельность и военную мощь, что ведет к феодальной раздробленности и разветвленной системе вассалитета. Вторая фаза. Наконец, прежде всего, военные нужды способствуют росту сословия ремесленников и развитию городов. Короли, опираясь на городское сословие, формируют во многих местах единое государство со своей абсолютной властью. Третья фаза — канун победы города и буржуазной революции.

Капитализм. Первоначально — это долгая революционная и освободительная борьба, растянувшаяся от эпохи коммунальных революций до Великой французской революции. Смешанная экономика еще не полностью захвачена буржуазным укладом, а там, где он есть — это, в основном, ручной труд, мануфактура. Деревня еще остается во власти феодального и натурального способов производства, и только частично включается в товарные отношения. Это первая фаза. В XIX веке наступает классический капитализм, с частными собственниками фабрик и заводов. Это вторая фаза. Наконец в XX веке сначала в Европе и Северной Америке, а затем повсеместно, капитализм переходит в монополистическую стадию. Наступает империализм — третья фаза.

Итак, если все формации имели трехфазное развитие, почему коммунизм должен от них отличаться. И, возвращаясь к тому с чего мы начали, у первой революционной фазы есть своя отличная от описания Маркса общественно-экономическая задача.

Осталось вспомнить о термине социализм, который в этом случае приобретает свое самостоятельное значение. Во-первых, мы можем говорить о социализме, как о социалистическом укладе, уже возникающем при диктатуре пролетариата. Мы можем говорить о нем применительно к той или иной стране тогда, когда социалистический уклад стал ведущим, господствующим. Но вряд ли уместно применять этот термин по отношению к той или иной фазе коммунизма.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bolshevick.ru/politekonomiya/fazy-formacii.html

2 комментария

  1. Революционный скачек растянутый во времени , то есть та фаза самая первая построения базиса будущего социализма….та фаза , в которую в первую очередь будут формироваться новые и одновременно с ними уничтожаться старые институты общества и это не один год…ведь само по себе овладение политической властью ещё не изменяет уклады создававшиеся столетиями…у большевиков такой переход в 20 веке занял 20 лет …. Так ,что позиция статьи вполне здравая ….многие левые ныне либо скатываются к анархизму ….либо к социал-демокоатии…. между тем в историческом плане революционный скачек это период тот самый первый он на десятилетие как минимум а то и больше, что в рамках развития общественной материи момент…а для нас возможно большая часть жизни…но стоит помнить и о Ленинском напутствии в котором он признает веру (считай осознание необходимости революционных изменений) в революцию как уже её начало…ибо теория только тогда становиться силой когда овладевает умами масс….спасибо автору за актуальную теоретическую статью

  2. Все СОЦИАЛЬНЫЕ революции не побеждают с сегодня на завтра. Завоевание политической власти это важный, но лишь первый революционный шаг. За ним следует переходный период осуществления целого ряда революционных реформ, заканчивающихся полной победой нового общественного строя. Социалистическая революция не является исключением из этого общеисторического правила. От прежних социальных революций она отличается лишь тем, что завоевавшие политическую власть коммунистические партии осуществляют её не стихийно, не методом проб и ошибок, а руководствуются научным пониманием объективных законов и общего хода общественно-исторического развития. Без этого социалистическая революция обречена на провал. Субъективный фактор в социалистической революции, т.е. научное понимание того, как осуществить ее на практике, является решающим.
    Коренные вопросы социалистической революции – это вопросы власти и собственности. Завоевание политической власти и юридическое упразднение частной собственности – это не решение, а начало решения этих вопросов. Они могут быть полностью решены лишь в дальнейшем ходе социалистической революции, как революции социальной, посредством целого ряда революционных реформ — прежде всего экономических, ПОЛНОСТЬЮ упраздняющих капиталистический способ производства. ПОЛНАЯ победа социалистической революции, – таков исторический результат переходного периода от капитализма к «полному социализму» (Ленин), или к «первой фазе коммунизма» (Маркс).
    Программы революционных реформ коммунисты готовят заранее, делают их достоянием широких народных масс и тем самым превращают идеи социалистической революции в оружие своей победы в борьбе за власть и собственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.