Человек, это биологическое существо, высшее животное. И как каждое животное, обладает сложными рефлексами и обучаемостью. Но человек, в отличии от животного, обладает еще и сознанием. Наличие у человека условных и безусловных рефлексов, нисколько не приходит в противоречие с сознанием, если человек здоров и участвует в общественном производстве. Наоборот, для сохранения человеческого рода и каждого человека в отдельности, наличие рефлексов необходимы для быстрых реакций на неблагоприятные воздействия внешней среды.
В тоже время, сознание выделяет человека из животного мира, через свою способность к производительной общественной деятельности. Сознание не определяется само из себя, например через способность мыслить. Сказать так, это значит допускать тавтологию. Сознание определяется способностью человека к общественному труду. Только общественный труд выделяет человека из животного царства и через такой труд проявляется сознание человека. История дает нам много примеров воздействия коллективного труда на общественное сознание и наоборот. Например, когда господствующие классы теряют интерес к участию в производстве, пребывают в праздности, это обстоятельство приводит к общему упадку в производстве и в культурной жизни общества. И до тех пор, пока на арене исторического развития не появятся новые прогрессивные общественные силы, новые классы, готовые подхватить утраченное общественное развитие, общество только деградирует в своей сознательной деятельности.
Стадному поведению подчиняются стадные животные. Наверное такие наклонности есть в той или иной мере и у человека. Но у стадных животных нет производственной жизни, поскольку их не объединяет общественный труд. С каждой новой ступенью общественного развития сознательная составляющая общественной жизни, через производительную деятельность, росла. Росла организация труда, развивалась материальная и культурная жизнь общества. И с высоты настоящего времени трудно представить, например, средневековую жизнь. Еще труднее представить первобытно-общинный характер деятельности людей. Возвыситься над ушедшими эпохами нам дает возможность не разум, не мифическая «цивилизованность», а более развитые производительные силы общества и связанное с ними общественное сознание. И только через их развитие, через весь прошлый труд человечества, проявляется сознание современного человека или то, что мы называем разумом.
Современная ступень развития производительных сил общества так высока, что общественное сознание уже давно подготовлено к более высокой ступени общественного развития. С другой стороны современные капиталистические отношения каждый раз, через периодические экономические кризисы, отбрасывают общественное развитие назад. Но капиталистические кризисы не ограничиваются периодическим разрушением одних только производительных сил общества. Они разрушают, или скорей отбрасывают назад в своем развитии также и культурную жизнь общества, как взаимозависимое звено общественной производительной деятельности. Каждый раз, после очередного капиталистического кризиса, общество вынуждено преодолевать уже пройденный путь развития, чтобы ценой нового общественного производительного труда, компенсировать то, что непроизводительным и расточительным образом было утрачено во время очередного кризиса. Все меньшая часть общества довольствуется отжившими общественными отношениями, которые основаны не на сознательной составляющей общественной жизни, а на инстинктах частного хищника с одной стороны и на стадных инстинктах подчинения с другой. Таковы самые общие принципы взаимоотношений в капиталистическом обществе.
Капиталистическое общество живет по принципу противостояния всех против всех, по бандитскому принципу права сильного, где сильный, это значит богатый и где право сильного соседствует с полным бесправием слабого. Это ли не анахронизм общественных отношений сегодняшнего дня? Лучшим подтверждением устаревшего, покрытого плесенью характера общественных производственных отношений, являются экономические кризисы, с периодическим упорством вот уже более двухсот лет сотрясающие весь капиталистический мир и каждый раз отбрасывая общественное развитие назад. Но кризисы вызываются не только одним перепроизводством товаров, когда анархия производства, вызванная погоней за прибылью, приводит к избытку товаров, но и к обнищанию трудящихся и их неспособностью эти товары купить. Кризисы возникают еще и за опосредованной роли денег в общественном производстве и распределении. Капиталисту товары не нужны, ему нужны деньги, или денежный капитал. Обществу для потребления не нужны деньги, а нужны товары. Если денег у общества нет, финансовый капитал дает обществу деньги взаймы, тем самым обогащаясь за счет общества. Но сами деньги, которые совершают оборот вне сферы материального производства, обесцениваются и и вызывают новую нужду в деньгах. В конце концов, деньги в долг лишь позволяют отсрочить неминуемый кризис и когда он приходит вскрывается вся несостоятельность капиталистических общественных отношений основанных на частной собственности и товарно-денежных отношениях.
Если к этому добавить стремление капиталиста применить свой денежный капитал не там, где острее общественная нужда, а там, где его применение сулит капиталисту наибольшую прибыль, то вся суть капиталистических кризисов сводится к одной емкой марксовой формуле — противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, есть основное противоречие капиталистического способа производства и всей общественной жизни при капитализме.