Все явления в социальной жизни надо рассматривать с двух сторон и только тогда они становятся понятными. Ниже приведено несколько примеров, как сторонники капитализма утверждают и «доказывают» преимущества этого строя и чего на самом деле эти «преимущества» стоят.
Иногда антисоветчики любят попрекнуть СССР тем, что работников НИИ, студентов и школьников-старшеклассников заставляли работать в колхозах. Мол, отрывали людей от основного занятия и гнали заниматься неквалифицированным трудом, ах-ах-ах, какие нехорошие!
Объяснение того, о чём это говорит на самом деле, начну с простой истины, которая известна всем, кто хоть раз задумывался на экономические темы. Есть работы срочные, которые надо обязательно закончить в сезон. К таким относятся все сельскохозяйственные работы, особенно посевные и уборочные. А есть работы несрочные, которые нужны, но потерпеть с их выполнением можно. К таким относится работа в НИИ.
При капитализме фермеры и латифундисты нанимают на срочные работы сельхозрабочих из безработных или (если своих нет) – мигрантов. А при социализме, когда безработицы, как известно, не было и рабочих нигде не хватало – мобилизовали студентов, работников НИИ и старшеклассников. Причём нельзя сказать, что это наносило какой-то сильный ущерб учёбе – о том, что физическая активность полезна для мозговой работы – писали очень много.
Отдельно о том, что коммунисты говорили всякие ужасы про детский труд в капиталистических странах, а сами использовали его. Ещё Карл Маркс в «Критике Готской программы» говорил: «“Запрещение детского труда”! Здесь абсолютно необходимо было указать предельный возраст.
Полное запрещение детского труда несовместимо с существованием крупной промышленности и поэтому является пустым благочестивым пожеланием.
Проведение этой меры, — если бы оно было возможно, — было бы реакционно, так как при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным возрастом и при прочих предупредительных мерах для защиты детей раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества».
Капитализм плох не тем, что в нём есть детский труд. Это может быть и при социализме – необходимость трудового воспитания для выращивания человека-творца, а не «грамотного потребителя» никем из коммунистов не оспаривается. Капитализм плох тем, что на детском труде наживаются капиталисты, в то время, когда среди взрослых есть безработица.