Компьютерные игры это, пожалуй, один из самых молодых видов искусства, набравший широкую популярность за последние 20 лет. Если взять самое общее деление компьютерных игр, то их можно разделить на 2 категории это сюжетные игры и соревновательные. С сюжетными играми все относительно просто – можно сказать это фильм в котором игрок принимает участие. И эту категорию мы в данной статье отбрасываем. Поговорим о соревновательных – это игры фактически без сюжета или как заключительная часть или отдельный режим сюжетной игры, суть которых совместное соревнование нескольких игроков против компьютера или против других игроков (ну или одновременно). И вот об этой категории как раз и пойдёт речь в данной статье (хотя в последнее время рассматриваемая тенденция начинает затрагивать и первую категорию, но не пока не критично и не так часто). Но сначала дам небольшой экскурс в историю. Те, кто следят за новостями игр, пожалуй, ничего нового не узнают и могут пролистать следующий абзац.
К концу 90х становиться понятно, что компьютерные игры — это развлечение не только для детей, растет количество игроков 18+ (т.е. платежеспособных покупателей). Индустрия начинает монополизироваться, мелкие студии активно превращаются в крупные ТНК или поглощаются ими. Естественно капиталисты, стоящие за этим думают в первую очередь о прибыли, а не о качестве продукта. Тем не менее некоторое время ничего принципиального не происходит. Но вот начинается новая веха истории – появление и широкое распространение смартфонов, а также высокоскоростного интернета. Рынок игр активно вливается на новую платформу. И вот на этом этапе начинается интересная тенденция: в следствии того, что железо современного смартфона априори значительно слабее железа современного ПК среднего уровня, разработка приличной игры для смартфона значительно проще, чем для ПК создается серьезная конкуренция от независимых разработчиков. В итоге рынок мобильных игр начинают наполнять так называемые free to play игры. Смысл в том, что сама по себе игра бесплатная, но внутри игры есть внутриигровые покупки за реальные деньги. Сначала данные «покупки» были адекватными это, например, какие-нибудь новые уровни или предметы, не влияющие на игровой процесс. Но затем жадность капиталистов взяла своё. Появились покупки, влияющие на игровой процесс, одновременно с этим пошла тенденция серьезного изменения баланса игр в пользу «покупных» предметов. И это затрагивает в первую очередь игры соревновательного характера… И наконец вершина наглости капиталистов – лутбоксы! Игроку предлагают купить уже не конкретный предмет, а так сказать коробку предметов, из которой с малой вероятностью может выпасть что-то редкое и с большой вероятностью «мусор». Т.е. попросту казино. И вот эта модель в плане прибыли великолепно себя показала. Доходы от лутбоксов значительно превысили доходы от продажи «стандартных» игр.
На сегодняшний день сверходоходы от лутбоксов каленой иглой впиваются в пятую точку капиталистов, и они систематически тащат эту заразу в полноценные платные игры на ПК и консолях. Первый серьезный звоночек прозвенел в 2014 году с выходом игры Middle—earth: Shadow of Mordor. Сообщество поругалось, игра провалилась, капиталисты затихли на 3 года. В 2017 игра Star Wars Battlefront 2 произвела «неизгладимое» впечатление на игроков своим балансом и вымогательством покупок лутбоксов. Скандал был серьезный. Продажи игры провалились. Акции издателя Electronic Arts серьезно просели. Дошло до того, что пара стран приравняли лутбоксы к казино и установили соответствующие возрастные рейтинги на подобные игры. Издатели игр после такого скандала даже перестали вводить лутбоксы на старте продаж, магазины в игре запускались через пару месяцев.
И наконец наш многострадальный 2022. Выходит игра Diablo immortal. Тут надо отметить, что игра одновременно выходит и на смартфонах, и на ПК. Те выходит, как бы полноценная игра, но со всеми «прелестями» мобилки. Итог – очередные провалы рейтингов игры. Тут вот на днях к примеру, появилась новость, что один стример влил в игру около 900 тысяч рублей (в переводе на нашу валюту) для того, чтобы получить нужный предмет, а затем удалил игру. Уж не знаю пиар это или нет, но очень хороший показатель деградации игровой индустрии и стримеров. Соревновательные игры медленно и верно превращаются в казино, даже на примере вышеуказанного стримера видно: внимание игроков переключают с соревновательной части игры (для чего подобный жанр и был создан – например пройти локацию за рекордное время, найти потайную комнату, решить сложную головоломку, разработать хитроумную стратегию против других игроков итп) на элементарное потребительство, помноженное вдобавок на товарный фетишизм: «смотрите я купил меч 80 уровня» (в контексте того, что заплатил за него кучу денег).
Капитализм умирает и его «трупный запах» разлагает все сферы нашего общества от науки и до культуры. Развитие общества сильно тормозится. И игры как искусство которое есть отражение реальности естественно подхватывают эту тенденцию. Вот взять в пример опять вышеуказанного стримера. Что он сделал в конце? Правильно – удалил игру. Почему? Да просто потому, что в ней кроме интереса выбить предмет из лутбокса просто ничего принципиального больше и НЕТ! Ему просто дальше не интересно! Разработчики в угоду капиталистам тратят гигантское количество ресурсов на создание «донатного» контента, вместо создания интересного продукта. Даже наличие лутбоксов с предметами, не влияющими на игровой процесс порой сильно портит атмосферу игры. Вот пример шуточек в интернете на анонс новой игры Diablo 4 (для справки игра в средневековом фэнтезийном мире):
И эти шуточки имеют под собой серьёзную почву, некоторые игры конкретно в такой цирк превращаются без приукрашивания.
Сегодня всё больше и больше обозревателей игр и новостей об играх начинают поднимать вопросы деградации игр. Они рассказывают о злых дядьках из тнк, что «душат» разработчиков не давая ход творчеству. О нежелании капиталистов рисковать, выкладываясь в развитие нового, в итоге запускается конвейер игр и переиздание старых. Говорят о диких переработках разработчиков, в следствии чего происходит выгорание на работе (отсюда и новости о скандалах с созданием профсоюзов в этих тнк).
Да всё это относительно верно. Но это следствие, а не причина. Товарищи обзорщики не понимают одного «маленького» обстоятельства:
Сфера культуры (не только игры, а вся) сегодня сильно тормозится вслед за общественным развитием. И только «качественный» скачок общественного развития способен снять эту блокаду. Отмена частной собственности на средства производства (а интеллектуальная собственность — это частный случай последней), новое мировоззрение у людей и уничтожение эксплуатации человека человеком – вот, что изменит нашу реальность и вслед за ней культуру!
Только когда искусство избавиться от власти капитала начнется резкий всплеск новых идей потому, что выбор хорошего и плохого будет за ВАМИ! А не за 2% сверхбогатых людей!
Когда это случиться? Это тоже ваш выбор! Присоединяйтесь к нашей партии ВКП(б) мы работаем над этим.