О смешивании патриотического и национального вопросов

К несчастью человечества, в 20-м веке капитализм не был уничтожен, поэтому теперь, в веке 21-м, эпоха империализма продолжается, а вместе с ней продолжаются и империалистические войны. И как в 20-м веке, теперь капиталисты всех стран в преддверии новых военных конфликтов взывают к патриотическим чувствам населения. Почему же на самом деле это изощренный и наглый обман? Разберемся. Для этого сначала обратимся к понятиям и их определениям.

Политическая нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры [1]. Политическая нация как таковая впервые складывается только в капитализме.

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. — «… одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [2]. В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.[3]

Поскольку современные отечества существуют в форме государств, требуется дать и определение этого понятия.

Государство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения. В. И. Ленин справедливо расширял понятие: «Государство — машина для поддержания господства одного класса над другим». [4]

Таким образом заключим, что государство функционирует как политическая форма организации общества и как аппарат насилия в руках правящего класса. Дополнительно для подтверждения верности этого определения вспомним, что государства исторически образовались именно вместе с образованием классов, то есть, вместе с появлением рабовладельческого способа производства, с разделением общества на первые два класса: рабов и рабовладельцев.

Итак, говоря о патриотизме к буржуазному государству и одновременно о защите национальных интересов в войне, капиталисты и их власти смешивают два вопроса: вопрос интересов государства — аппарата господства класса, — и вопрос национальных интересов. Почему это, в сущности, разные вопросы?

А потому хотя бы, что классы – это более широкое понятие, чем политическая нация. Люди, принадлежащие к разным политическим нациям, тем не менее составляют один и тот же класс. Например, положение, скажем, английского и немецкого сварщиков независимо от их национальной принадлежности остается неизменным, они суть наёмная сила, которая эксплуатируется нанимателем и которому приносит доход, эти два рабочих независимо от своей политической нации составляют один класс. Другой пример, российский и американский владельцы заводов независимо от национальной принадлежности получают прибыли посредством эксплуатации наемного труда и независимо от национальной принадлежности находятся в условиях жестокой капиталистической конкуренции. Связаны ли тем не менее чувство национальной гордости и патриотизм? Вполне связаны, нации существуют в государствах, то есть аппаратов классов.

С какой же целью нужна такая уловка смешивания национального и классового вопросов, уловка сужения объема вопроса классового до вопроса национального?  Ответим и на этот вопрос. Вся проблема буржуазного класса именно в том и заключается, что капитализм умирает, как общественные отношения. Его внутренняя логика уже привела к циклическим кризисам перепроизводства, которые разрушительны для экономической мировой системы, которые уносят миллионы жизней, уже привела к образованию монополий, которые делят даже и политический мир, уже привела часть народов к состоянию подчиненных «второсортных». Это все следствия гниения капитализма, как отмирающей, регрессивной, неудовлетворительной более системы общественных отношений. Для класса буржуа смерть капитализма практически равноценна их собственной смерти, ведь беззаботной жизни бизнесмена за счет присвоения чужого труда без капитала приходит неизбежный конец. Труд после гибели капитализма освобождается и не может более быть источником частной прибыли и становится же источником общественного богатства. Это первопричина сопротивления классов, но она пока сама по себе не отвечает на поставленный нами вопрос: зачем же требуется буржуа смешивание национального и классового вопросов? Продолжим рассуждения.

Капитализм не отмирает сам по себе, то есть это не процесс, который завершится без вмешательства человека, а наоборот, процесс, требующий упорного, каждодневного и осознанного труда общества. В отмирании же капитализма именно пролетариат играет ключевую роль. Это так, поскольку пролетариат имеет своим коренным интересом низвержение эксплуатации человека человеком, освобождение жизни от подъярёмного, рабского труда, замену его трудом созидательным, направленным на благо общества, а не на благо единоличного собственника.

Это верно, между прочим и потому, что пролетариат – «производственная» сила общества, которая создает все блага в нем, и именно за счет этого производства живут люди, и живет общество. Все материальные продукты от простого хлеба до высокотехнологичных спутников базируются на труде пролетариата, труд человека основа всех производственных цепочек.

Из рассуждения следует что:

  • Капитализм своей внутренней логикой пришел к общему неразрешимому кризису и объективно для продолжения жизни общества требует последовательной замены иными общественными отношениями.
  • Класс капиталистов имеет весомое основание жестоко сопротивляться смене общественных отношений на более прогрессивные, ведь это означало бы прекращение его господства.
  • Трудящиеся – это общественная сила, заинтересованная в смене общественных отношений, для которых освобождение от власти капитала является коренным, то есть жизненным интересом.

Таким образом из этих трех пунктов становятся видны и понятны причины, по которым буржуазными правительствами так усердно вопрос классовых интересов сужается до интересов «национальных», на самом деле буржуазных. Смешение этих вопросов скрывает классовую структуру современного нам общества. Скрывает общность интересов пролетариев разных политических наций. Скрывает преступность империалистических войн, истинные мотивы таковых, заключенные в еще более баснословных прибылях олигархических кругов, отдаляет гибель капитализма ценой мировых воин и геноцидов, оголтелого национализма, истребления человечества.

Можно сделать вывод: «национальные» интересы буржуазного государства – это на самом деле классовые интересы буржуазии, всего лишь прикрытые чувством национальной гордости. Истинные же национальные интересы большинства населения в каждой наций – это классовые интересы пролетариата.

Но тогда естественен и вопрос, почему же это противоречие классовых и национальных интересов по существу стирается при переходе к социализму?

Потому именно стирается, что при социализме на первое место выходят подлинные национальные интересы, то есть интересы абсолютного трудящегося большинства, а не интересы ничтожной прослойки, обогащающейся на большинстве.

«В ходе социалистической революции меняется социальная сущность отечества, главным содержанием этого понятия становится социализм — объект национальной гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистический всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистический П. неразрывно связан с пролетарским Интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности… Это лучший революционный патриотизм» ([4], т. 42, с. 124).

Наиболее яркое проявление социалистического П. проявилось в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 (См. “Гражданская война и военная интервенция 1918-20”) в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—45 (См. “Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45). В условиях консолидации и развития новой исторической общности людей — советского народа — происходит формирование общесоветских политических и социально-психологических ценностей. Возникает общенациональная гордость советского человека — важный элемент социалистического П….». [3]

Социалистический патриотизм, таким образом, кардинально отличается от буржуазного. Социализм становится национальной гордостью народов, а государство из аппарата угнетения становится аппаратом уничтожения какого-то бы ни было угнетения человека человеком, можно сказать, что постепенно государство входит в диалектическое отрицание самого себя.

При уничтожении капитализма и установлении социализма, патриотизм основывается на базе интернационализма, а отнюдь не национализма и смешения вопросов по объему таким образом не происходит, это противоречие разрешается. Вопрос классовых интересов становится общечеловеческим, общемировым, межнациональным и вместе с тем, неоспоримо, предметом гордости сознательных пролетариев каждой нации.

Это положение дел всеми силами стремится скрыть буржуазия и ее оппортунистическая агентура в рабочем деле, ведь понимание капитализма таким, каков он есть – важное оружие в руках трудящихся. 

 Источники:

[1] Сталин И. В. «Марксизм и национальный вопрос»

[2] Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 37, с. 190

[3] Большая советская энциклопедия

[4] Ленин В. И., Полн. собр. соч., т.39, стр.73

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bolshevick.ru/bolshevizm-i-vojna/o-smeshivanii-patrioticheskogo-i-nacionalnogo-voprosov.html

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.