Красные кхмеры

Вступление

Красные кхмеры — одна из тем окутанных наибольшим количеством мифотворчества различных сортов, речь идёт не только о деятельности красных кхмеров, её масштабах и т.д., но в первую очередь о сущности движения красных кхмеров.

Изучая тему Камбоджийских событий 1965-1979 годов, исследователи, как правило, бросаются из крайности в крайность, из повального оправдания действий красных кхмеров в кромешное мифотворчество и защиту стереотипов. Пол Пот крайне интересен тем, что образ созданный вокруг него использует различная публика в своих целях. История требует анализировать всякий опыт, пусть даже он был сложен и неприятен.

Давайте попробуем разобраться в данной теме, а также понять, имеют ли красные кхмеры отношение к коммунистам, или иным политическим течениям.

Краткая история рождения движения красных кхмеров

Коммунистическая Партия Индокитая была одной из самых влиятельных организаций коммунистической направленности во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе и Таиланде. В каждой из этих стран было отделение партии. Среди этих отделений Камбоджийское было самым слабым, спустя пять лет после своего создания численность камбоджийского отделения КПИК составляла всего 30 человек.

В период с 1920-х и вплоть до середины второй мировой войны марксистско-ленинская теория не пользовалась популярностью в Индокитае. На момент конца второй мировой войны, и роста в мире популярности коммунистических партий, Индокитайские коммунисты стали хотя и значительной, но отнюдь не главенствующей силой. Вьетминь (освободительное движение, созданное по инициативе КПИК) уступал по своему влиянию местным аналогам Гоминьдана (Кхмер-иссарак в Камбодже, а также Национальная Партия Вьетнама).

Следует подчеркнуть, что Вьетминь имел отделение в Камбодже, часто называемое «Кхмерский Вьетминь».

После решения съезда в 1951 году о разделении КПИК на 4 партии (Кхмерская Народно-Революционная Партия, Коммунистическая Партия Таиланда, Народно-Революционная Партия Лаоса, Коммунистическая Партия Вьетнама) коммунисты этих стран продолжали сохранять меж собой тёплые связи. Следовательно, в среде красных кхмеров, зародышем которых стал Кхмерский Вьетминь, национализм зародился не сразу. Более того, до определённого момента камбоджийская и вьетнамская борьба за независимость шли рука об руку.

Но в какой момент зародился легендарный кхмерский национализм?

Искать корни кхмерского национализма в группе камбоджийских студентов, уезжавших учиться во Францию, правильно лишь частично. Следует понимать, партия — сложный механизм, кучка студентов, с весьма эклектичными взглядами, не сыграла бы хоть сколько-нибудь значимой роли, если бы их позиции не были поддержаны значительной частью партийцев, следовательно, группа Пол Пота и его компании выступили лишь как концентраторы тех воззрений, которые уже царили в КНРП.

Во вьетнамской войне члены КНРП, а к тому моменту уже КПК (Коммунистическая Партия Кампучии), всё также поддерживали вьетнамских рабочих в их борьбе. Следовательно, национализм сформировался в отрезок с 1960 по 1975 год.

Национализм зародился в момент развёртывания красными кхмерами партизанской войны. Следует подчеркнуть, красные кхмеры и КПК не являются синонимами. Красные кхмеры — коалиция различных партий и движений, в которую входила и КПК. Левая часть Сангкума, МОНАТИО, недобитые части Кхмер-иссарак. Говоря иными словами, в коалицию входили партии и движения, преимущественно националистической и монархической направленности.

Но что же насчёт Компартии Кампучии? Внутри КПК идейно-политический винегрет был не меньше, чем в самой коалиции Красных кхмеров. Этот самый винегрет привёл к тому, что крайне сильно заряженная в идейном плане Компартия Вьетнама предпочла плавно дистанцироваться от КПК. Последним кирпичиком стал конфликт КПК и СССР. Отказ со стороны СССР подержать восстание вызвал глубокую обиду у КПК. Результатом этого стал разгром марксистов-ленинцев в КПК.

Причин отказа в поддержке было множество. Во-первых, в тот момент отношения между королевским правительством Камбоджи и СССР, где уже господствовал ревизионизм, были довольно тёплыми. Более того, советское руководство хотело быть уверенным в том, кого они приводят к власти, а ввиду идейного разнобоя в КПК, таковой уверенности не было.

Это привело к тому, что бывшие студенты из Франции стали главными идеологами Компартии.

Следовательно, дабы раскрыть суть и происхождение идеологии красных кхмеров, необходимо раскрыть идейную составляющую студенческой группы Пол Пота.

Отправившись на учёбу во Францию, студенты вступили в ФКП (Французскую Коммунистическую Партию). ФКП в тот момент также начала склоняться к оппортунизму. Французские коммунисты за время второй мировой войны понесли тяжелейшие кадровые потери. Еще до войны они самоотверженно воевали в Испании в составе интернациональных бригад, затем становились героями подполья, сопротивлялись режиму Виши. ФКП совершила после войны огромную ошибку, решила сохранить количество в ущерб качеству. Итогом чего стало усиление в ФКП за счет так называемых «Фрейдо-марксистов», проще говоря, нечто среднее между меньшевиками и троцкистами. Пол Пот и товарищи с энтузиазмом впитали эти воззрения.

При этом не следует лепить из них глупцов и фантазёров. По сей день невозможно найти лучшего анализа камбоджийской экономики тех лет, чем «Проблема кооперативов» Ху Юна и «Экономика Камбоджи и её проблемы в связи с индустриализацией» Кхиеу Сампхана.

Вопреки мифам, идей уничтожения городов не было в среде кхмерских студентов. Нечто отдалённо напоминающее было у Кхиеу Сампхана, однако, даже он рассматривал расселение городов как временную меру, выселить людей на село, дабы после перевоспитания создать «правильные города». За научную работу работу Кхиеу Сампхану, вполне заслуженно, было присвоено звание доктора экономических наук, ибо выше озвученные положения о деурбанизации упоминались мельком, и отнюдь не были генеральной линией, по которой шло исследование.

Говоря иными словами, деурбанизация не являлась частью идеологии красных кхмеров, не планировалась ими как постоянная мера, а в 1975 году была необходимой мерой, которая была продиктована объективными материальными обстоятельствами, и мы к ним вернёмся несколько позже.

Следовательно, искать идеологические корни деурбанизации в идеях По Камбао категорически не верно, корни и причины деурбанизации были сугубо экономические и военные. Идеи вышеназванного камбоджийского принца были средством агитации, которое использовалось для переманивания на свою сторону масс беднейшего крестьянства, в чьих кругах, собственно, идеи По Камбао имели определённую популярность.

Правление красных кхмеров

Правление красных кхмеров является периодом более всего необходимым к рассмотрению при анализе сущности их идеологии. Отрезок времени с 1975 по 1979 год окутан наибольшим количеством мифов и заблуждений.

На момент прихода к власти красных кхмеров Камбоджа пребывала в ужасающем состоянии. Поля ранее распаханные были более непригодны, города были окружены минами, т.е., невозможно было распахать земли вблизи городов.

В большей степени неправы тут будут те, кто попробуют сравнить Пол Пота с Мао Цзэдуном, дескать оба они опирались на сельское хозяйство. В соответствии с планом развития, утверждённым Собранием народных представителей (Однопалатный парламент Демократической Кампучии), за счёт сельского хозяйства предполагалось получить средства для поэтапной индустриализации с последующей передачей предприятий в частные руки.

Теперь разберёмся с деурбаизацией. Выселение людей из городов было акцией преимущественно гуманитарной. Жители городов, с учётом перечисленного ранее, были обречены на голодную смерть. Топлива, техники и т.д. также был критический дефицит, т.е. перемещение людей пешком происходило не по причине садизма красных кхмеров, а по причине отсутствия иной возможности. Во время выселения цены в магазинах были понижены в сто раз, дабы жители имели возможность всё раскупить. Однако, в процессе выселения погибла некоторая часть выселяемых, разумеется и само выселение сопровождалось преступлениями в отношении гражданских.

Выселение сопровождалось разделением людей на три категории: благонадёжные (к которым относили всех кто проживал на территориях продолжительный отрезок времени контролируемых красными кхмерами), средней степени благонадёжности и неблагонадёжные.

Так сложилось, что большинство районов давно контролируемых красными кхмерами были сельскими, т.е. уничтожение городского населения не было самоцелью. К слову, говоря о систематическом уничтожении определённых групп населения, обычно упоминают систематическое уничтожение людей носящих очки. Однако, данный миф лишён какого-либо подтверждения. Более того, многие известные лидеры Красных кхмеров носили очки, среди них Пол Пот, Кхиеу Сампхан, а также многие деятели КПК которые потом свергали Пол Пота, например Хун Сен и Хенг Самрин. Также недавно появился миф о «запрете любой музыки кроме гимна», дескать, гимн записали, фортепиано сожгли, а далее запрет, но как тогда быть с двухчасовыми сборниками музыки красных кхмеров на ютубе? Как быть с кадрами сельских постановок?

Что является чистейшей правдой, так это уничтожение иностранцев и этнических меньшинств. Власть красных кхмеров действительно была крайне националистической, что на пике своём вылилось в войну с Вьетнамом.

Крайне интересно, но вопреки мифам власть КПК в Камбодже не была значительной. Парламент Демократической Кампучии был многопартийным, на фоне различных партий и движений входивших в парламент, КПК была в ничтожном меньшинстве, а сколько среди членов КПК было реальных коммунистов, лучше даже не озвучивать.

Однако, несмотря на такое количество мифов, власть красных кхмеров действительно обернулась для Камбоджи катастрофой, план выполнялся очень отличными от задуманного темпами, в ходе внутренней борьбы, было уничтожено множество гражданских, не ради садизма, но для удержания собственной власти сторонники Пол Пота творили воистину страшные вещи, чего только стоит сеть концентрационных лагерей. Голод и этнические чистки. Таковы составляющие власти красных кхмеров.

Идейная сущность движения красных кхмеров

Исходя из всего, что мы с вами выяснили ранее, давайте попробуем выяснить идейную суть движения красных кхмеров.

Крайне глупо сравнивать Пол Пота с Гитлером, каюсь, в одной из своих первых статей сам встал на эти позиции, окрестив Пол Пота фашистом.

«Фашизм это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических кругов финансового капитала».

Такое определение фашизма дал известный деятель Коминтерна Георгий Димитров. Исходя из этого определения, власть Пол Пота не являлась фашистской. Давайте рассмотрим вопрос подробнее.

Что такое финансовый капитал? Финансовый капитал- это банковский капитал слившийся с промышленным. Промышленный капитал в Камбодже тех лет де-факто отсутствовал, находясь в самом лучшем случае в очень зачаточном и чахлом состоянии, не составляя даже статистической погрешности. Следовательно, диктатура Пол Пота не могла быть фашистской, так как отсутствовал та общественная группа, на которую опирался фашизм.

Не уместно называть Пол Пота и большевиком. Во власти была полная свобода ассоциаций, внутри самой компартии также была свобода ассоциаций, что является основой самого махрового либерализма. Пол Пот выступал за рыночную экономику, т.е. в самом крайнем случае красных кхмеров можно назвать «Демократическими социалистами», т.е. сторонниками социально-ориентированного капитализма.

Подтверждением этому может служить то, что после разгрома и раскола КПК Пол Пот и Кхиеу Сампхан основали «Партию Демократической Кампучии», официальной идеологией партии объявлялся «Демократический социализм».

Однако, быть может это такой замаскированный маоизм? Строительство в Камбодже капитализма для последующего социалистического строительства? Нет, это наглядно можно видеть по идейным виляниям красных кхмеров. Например, Кхиеу Сампхан на волне подъёма либеральных настроений в Камбодже основал Кхмерскую Партию Национальной Солидарности.

Рыночная экономика, ни слова о диктатуре пролетариата, иными словами говоря, власть красных кхмеров не планировала установление социализма даже в самом ревизионистском смысле этого слова.

Какова же сущность режима Пол Пота?

Для ответа на этот вопрос необходимо понять, что представляла собой компартия.

Коммунистическая Партия Кампучии под конец своего существования не являлась идейной организацией, внутри в идейно-политическом плане была эклектика, большинство членов компартии были настроены исключительно карьеристски, не ставя себе целью строительство даже самого номинального социализма, однако, неверно было бы утверждать, что власть Пол Пота не ставила перед собой иных задач, кроме удержания власти с целью получения материальных благ. Грабительский характер носила власть генерала Лон Нола, в отличие от него красные кхмеры пытались восстановить Камбоджу, следовательно, дело обстоит несколько сложнее.

Ответ на все бесчисленные вопросы, заданные и не заданные кроется в другом вопросе, каков кадровый состав руководства красных кхмеров с классовой точки зрения?

Руководители красных кхмеров вообще, и КПК в частности в подавляющем большинстве были представителями кулачества, следовательно, КПК в частности, и красные кхмеры вообще, были авангардом не пролетариата, будь то промышленный или сельский, а авангардом кулачества, следовательно, власть Пол Пота выражала интересы именно кулачества. Какие же конкретно были интересы у кулачества в тот момент?

Камбоджийский кулак в тот момент всецело осознал свое нищее и чахлое положение, даже на фоне вьетнамской, тайской, лаосской, и иной, крайне ветхой азиатской буржуазии. Следовательно, кулак, будучи по сути сельской буржуазией, осознавал то, что ему в не самой далёкой перспективе грозит уничтожение, и поглощение со стороны иностранного капитала.

Мятеж красных кхмеров был абсолютно крестьянским, крестьянство носит мелкобуржуазные, а в случае кулаков и среднебуржуазные интересы. Следовательно, мятеж красных кхмеров также носил буржуазный характер.

Говоря иными словами, революция красных кхмеров имеет полное право на то, чтобы называться революцией, однако революцией не социалистической, а буржуазной. Истерзанная войной камбоджийская земля не могла в тот момент принести сельскому буржуа, который по окончанию выполнения плана должен был переконвертироваться в классического буржуа, необходимый доход. С этой точки зрения, совершенно ясными становятся классовые причины камбоджийской агрессии в отношении Вьетнама. Агрессия эта носила националистический характер, задача данных действий была в получении ресурсов и территорий, на которых более свободно сможет развернуться камбоджийский кулак, всерьёз вознамерившийся, как и всякая иная буржуазия, начать биться за своё место под солнцем.

Какой же вердикт мы можем вынести? Власть красных кхмеров — это попытка Камбоджи вырваться из феодального состояния в капиталистическое, путем осуществления жёсткой диктатуры.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://bolshevick.ru/revizionizm/krasnye-kxmery.html

4 комментария

Перейти полю для комментария

  1. Понятно, что красные кхмеры — не коммунисты ни разу. Это были мелкобуржуазные националисты. И неоткуда там было взяться коммунистам — рабочее движение там было неразвито. Во Вьетнаме хоть батраки были.
    Интересно,, а есть ещё примеры удачного вмешательства в дела других стран, когда в стране все поддерживали интервентов? Я кроме вьетнамско-кампучийского — другого не помню.

  2. Очень интересная статья. Про красных кхмеров мало аналитической литературы.

  3. Помнится, что было воспринято моё утверждение о том, что Пол Пот во многом претворил в жизнь многие воззрения Троцкого в штыки. Однако….

    1. Словосочетание «между меньшевизмом и троцкизмом» как раз и говорит, что это не троцкизм.
      Честно говоря я сам отношу Пол Пота к социалистам вроде народников, эсеров или баасистов

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.